tufoed (tufoed) wrote,
tufoed

Об ММБ, походах и руководстве.

Немного художественного описания
На ММБ мы собрались группой из 5 человек: tufoed, nabekren, kjloyh, alpha_lj и vnovik_91. Как всегда, не обошлось без приключений еще в Москве (не все правильно поняли, в какую же именно электричку надо садиться), но все кончилось хорошо. На платформе мы встретили errant_sugata, которая обещала поделиться с нами костром в обмен на место в палатке.
Дальше регистрация, получение карт, костер на старте, ужин в половину одиннадцатого. Наконец всё уложено в рюкзаки и в 23:25, через 5 минут после открытия старта, мы снимаемся и выходим. Большая часть ломится лесом по оврагу, мы же решили пройти полем. Слева мелькают фонарики, которые движутся параллельно нам. Азимут выбран правильно. В конце поля переход через овраг, и мы подходим как раз в том месте, где через него лежит двойное наклонное дерево. Попытка пройти кончается тем, что я застреваю рюкзаком между стволами прямо над водой. Не вдохновившись перспективой промокнуть на первом часу похода (глубина по колено), я каким-то образом вылезаю обратно на берег. Убеждаюсь, что ножницы (которыми отрезался скотч для заклеивания карты) в кармане куртки держать не стоит. В десяти метрах ниже бобровая плотина. Переходим по ней (в компании еще 20 человек).
Дальше снова поле, овраг, в котором стоит КП2, как выяснилось потом, стоит не на том слиянии. Тем не менее, мы его находим и берем. Потом движемся на юг в попытке выйти на просеку. Долго движемся. Видим дорогу. Вроде она идет в нужном направлении. Идем по ней. Дорога сворачивает к северу и впереди видны фонари, которые идут навстречу. Чёрт! Разворачиваемся и идем опять по азимуту на юг. просека заросла, но читается довольно хорошо. Переходим овраг с водой и делаем привал на перекрестке. Темп пока неплохой. Находим продолжение просеки и движемся дальше. Просека кончается и переходит в дорогу, которая отклоняется к северу. Проходим поляну (полно воды). дорога все больше идет к северу (на карте не так!) и постепенно теряется. Сходим с нее и идем на запад. Продираемся через заросли елок, переходим очередной овраг и выходим на старое шоссе М2. Ночью оно пустынно, в отличие от нового. Делаем привал, с тем, чтобы заклеить появляющиеся натертости.
Через 20 метров на шоссе ответвление, не обозначенное на карте, идет вдоль канавы (как раз я хотел азимутнуть вдоль нее по полю, но раз так, идем по дороге). Переходим речку по земляной плотине и сворачиваем с дороги. Идем по полю. Теперь уже по азимуту. Затем надо перейти овраг. И опять повезло — поперек лежит бревно. Хотя побродить по грязи пришлось все равно. Но вот наконец мы вышли на нужную поляну и нашли дерево в центре (ну что за ориентирование — по фонарикам :)). Дальше решили азимутнуть на КП4, но неожиданно через 400 метров натыкаемся на дорогу. Дорога идет через лес, практически параллельно красной линии на карте. Выходим на развилку и принимаем решение не двигаться по азимуту, а пройти по дороге, и, бросив рюкзаки на перекрестке, взять КП4 налегке. Идти по азимуту от перекрестка до КП4 было ошибкой — вылилось в километр буреломинга, обратно идем по полю вдоль оврага. Вдохновленные успехом, решаем идти на КП5 по дорогам, но тут начинается дождь, и хорошая, плотная, глинистая тропа превращается в чавкающее болото. Скорость падает вдвое. Темно, ничего не видно, нужную просеку мы проходим, не заметив.
Вываливаемся на поляну, там какие-то дачи (не отмеченные на карте). Человек, явно обеспокоенный присутствием большого количества странных людей с рюкзаками (а мы еще и не одни там), долго пытается понять, зачем ему суют под нос карту, и что он с ней должен сделать. В конце концов, после многократной сверки с компасом, решаем, что мы севернее КП и идем на юг, перебираемся по пути через пару оврагов, потом попадаем в плотные заросли. С трудом продираемся через них и наконец выходим на КП5. Еще привал, и наконец выдвигаемся в сторону КП6. Я неожиданно для себя обнаруживаю, что сделал что-то не то с левой коленкой и не могу идти быстрее 3 км/ч. По наезженной дороге группа быстро отрывается от меня на километр. Прем не смотря на карту и компас и естественно приходим не туда. Тем не менее, ищем КП на высоте 4 метра и конечно не находим. Спасибо дядечке с GPS, который сказал, в какой именно из задниц мы оказались. До КП6 километр. Проходим его с моей черепашьей скоростью. Теперь еще надо залезть на дерево. Так, ну все, можно на смену карт. Туда уже натоптана тропа. Приходим к смене карт, переходим ручей вброд (можно было и по мостику). Привал на 2 часа и тупость: завтрак так и не приготовлен, хотя судейский костер был вполне доступен.
Новость: следующее КП на той стороне реки. Бродить неохота, делая крюка в 3 км, идем в деревню, там есть мост. Мост оказался подвесной, половина досок сгнила напрочь, остальные как-то держатся. Переходим по одному, держась за трос. Мост шатается адски. Идем в сторону КП. На поле дороги нет вообще, в лесу она жутко заросла, но еще как-то читается. Опять бросаем рюкзаки на углу поля и идем брать КП. КП достаточно простое. Возвращаемся к рюкзакам, люди, пресытившись зрелищами, требуют хлеба (сказывается несделанный завтрак), между тем, сухпаек подходит к концу и становится очевидно, что его не хватит уже на сегодняшний день. Сход с дистанции становится все более и более вероятен. Разводить костер при этом не из чего, к тому же опять идет дождь.
Идем на КП8. По дороге находим фонарик и обнаруживаем двоих людей, которые решили уже эвакуироваться с дистанции. Поменялись рюкзаками, я со своей коленкой стал идти малость побыстрее, но все равно медленно. Делаем от силы 3,5 км/ч. Да еще и привал каждые 2 км. После КП8 идет натоптанная тропа, но почему-то по ней до КП9 оказывается не 2 км, а почти 5.
По оврагу выходим к полю и идем в сторону КП10. С трудом находим КП, а потом с еще большим трудом место, где оставили рюкзаки. Долго сидим. Съедена предпоследняя шоколадка.
КП10 оказалось пошаговым — пройти до КП11 по дороге не получится. По нависшему дереву переправляемся через речку и лезем на холм.
Выглянуло солнышко. Группа отказывается идти дальше. Валяемся, сушим спальники (ну почему нельзя было упаковать как следует?). Съедено все, что можно было съесть без приготовления. Съедена банка сгущенки (почему-то не вареной). Так проходит полтора часа. Наконец идем в сторону КП. И снова медленно. Солнце клонится к закату. Хорошо бы прийти до 10 часов, пока не стало совсем темно.
В сторону КП11 идет тропа. Идет очень неоптимально. Тем не менее, азимутнуть не рискнули. Берем КП11, солнце садится. Скоро станет темно. Идем по тропе дальше. Опять же, очень кривым путем. По дороге нас обгоняет еще одна группа, садимся на хвост. Откуда-то сбоку появляется еще одна. Выходим на перекресток. Уже совсем темно. Идем еще куда-то, потом сворачиваем, опять идем. Выходим на поле. Понимаем, что до финиша еще целый километр. Решили азимутнуть. Залезли в овраг, по нему вышли к реке. Финиш в соседнем овраге, осталось 300 метров. Ура!
Финишируем в 23.00. Еда, палатки, спать! С дистанции сходим.

Итоги
Маршрут не пройден. Группа полностью вымоталась. Сухпайка не хватило (хотя было изначально достаточно, даже с небольшим избытком).

Выводы
Как всегда, имели место недооценка дистанции и переоценка собственных сил.
Кроме того, подготовка отдельных участников была явно недостаточной.
Имея свободный день перед выходом, можно было и выспаться, и поесть.
(Как ни странно, те, кто не имел такой возможности, как раз меньше жаловались на голод и отсутствие сна).
Также допущены некоторые стратегические ошибки (завтрак, маршруты по тропам предыдущих команд).
Возможно, имело смысл ходить с GPS.
И главное: руководителя надо выбрать другого.

О руководстве
Результатами я недоволен. Как ни странно, самим походом я тоже недоволен (хорошо хоть, что группа довольна). Тут же вспоминаю Азимут-2007 (да, по поводу Азимута, хочется выразить огромный респектище errant_sugata. до сих пор не представлял, каковы вообще размеры этого респектища). До истерики, конечно, не дошло, видимо я покрепче малость. Но.
Очевидно, что на руководителя группы помимо ответственности ложится еще и значительная психологическая нагрузка. Причем остальные члены группы могут этого не понимать. Поскольку я как правило не способен навязать свое решение другим, если оно им сходу не нравится, то фактически руководство получается никакое ("хотим привал!" — "ну привал." — "хотим съесть весь сухпаек!" — "ну съешьте." — "завтракать тут не будем!" — "ну не будем.")
Как показал ММБ, на роль руководителя я не подхожу. Видимо, осенний марш-бросок пойду в гордом одиночестве, дабы не портить себе общее впечатление.